Президент России Владимир Путин подписал указ о проведении в 2016 году в Российской Федерации Года российского кино. Как сочетается это решение главы российского государства с нынешним состоянием нашего отечественного кинематографа, какие уроки в контексте этого документа могут извлечь и молдавские кинематографисты для возрождения былой славы нашего кино? Об этом корреспондент Sputnik Дмитрий Сидоров побеседовал с выдающимся молдавским кинорежиссером, писателем и кинодраматургом Николаем Гибу.
– Что главное, на Ваш взгляд, можно выделить в этом указе российского президента?
– Прежде всего, отмечу, что указы Владимира Владимировича Путина неизменно выполняются. Что касается этого указа, то для его реализации, правительством России уже создается оргкомитет, который разработает план основных мероприятий. На развитие кинопроизводства выделяется семь миллиардов рублей. Еще раньше началось восстановление Ялтинской киностудии, а теперь принято решение о возрождении Северо-Кавказской киностудии в Северной Осетии. Подчеркну, что все это, равно как и проведение кинофестивалей, смотров-конкурсов киноискусства, финансируется из бюджета России. Нам бы такое!
Но самое главное то, что объявление в России 2016 года Годом российского кино преследует не только формальную цель расширения производства фильмов и укрепление производственной базы киностудий страны. Во главу угла выносится задача реанимации духовности и нравственности, художественного мастерства в произведениях киноискусства. Нет смысла развивать кинематограф, если в нем нет духовного ядра. Такая платформа должна бы стать творческим манифестом и для нашей киностудии "Молдова-филм", и для других киностудий Содружества Независимых Государств.
– Но ведь молдавское киноискусство некогда как раз и отличали духовность, верность национальным традициям.
– Да, это так. Наши фильмы всегда были нацелены на возвышение души человека и, в те далекие годы, именно духовность была неотъемлемой частью всего советского кинематографического пейзажа. И сейчас мы обязаны возродить свою идентичность, национальное лицо. Молдавские фильмы всегда были популярными и востребованными на всем пространстве Союза. А ведь это многие сотни игровых кинолент, тысячи документальных и научно-популярных фильмов, множество мультипликационных лент.
Вот Вы спрашиваете, какие уроки можно извлечь из той платформы, которая будет определять Год российского кино? Многое можно извлечь, даже абсолютно все. О гуманизме и духовных ценностях мы уже говорили. Ничего, правда, не сказали о роли государства в нашем кинематографе. Ведь киностудия "Молдова-филм" принадлежит государству. Об этом нельзя забывать власти, и нужно рубить под корень чье-то желание "прихватизировать" киностудию. Поверь, не во имя ее сохранения. Им не нужны производственные цехи и съемочные павильоны, намоленные поколениями наших кинематографистов. Их привлекает земля.
Я хочу быть оптимистом, но сомневаюсь в том, что уроки подходов россиян к развитию кино нам удастся усвоить.
– Сегодня "корабль" молдавской кинематографии дрейфует без руля и ветрил. Когда-то, еще в 2004 году, парламентом Молдовы был принят закон "О кинематографии", разработанный в недрах тогдашнего госкомитета по кинематографии. Однако через год этот госкомитет был упразднен, а закон лег на полку. Что теперь?
– Теперь разрабатывается новый закон. Но, в отличие от предыдущего, в нем не будет предусмотрено создание Национального фонда кинематографии. А без него не обойтись. Некоим аналогом бывшего Госкино станет новая структура – Национальный центр кинематографии и он будет подчиняться министерству культуры.
– Не тот статус. Если Госкино существовало при правительстве Молдовы, то Центр – при Минкультуры. Как к этому относятся кинематографисты?
– По-разному. Одни считают, что это правильно. Ведь на Минкультуры завязаны все направления в искусстве – театры, вокально-инструментальные коллективы и другие организации. Некоторые считают такое решение ошибкой. И меня это не удивляет. Еще великий средневековый итальянский мыслитель и философ, секретарь Совета десяти Флорентийской республики Николо Макиавелли писал – "Художник — стихийное бедствие для государства". Моя личная позиция будет зависеть от того, какими полномочиями будет обладать эта структура, кто будет ее возглавлять. Если это поручат политикам, то превосходному начинанию можно вынести приговор. Во главе Центра должны быть профессиональные кинематографисты.
– Верите ли Вы в то, что молдавский кинематограф может возродиться из пепла?
– Чудес не бывает. Но так хочется в них верить. И чтобы чудо состоялось, нужно, хотя бы, следовать элементарной заповеди Гиппократа – "Не навреди". Тогда все получится.