Виктор ЛИТОВКИН, военный обозреватель — для Sputnik
В Москве и Брюсселе объявили о скором проведении заседания Совета Россия-НАТО, который не собирался почти два года.
После начала войны на востоке Украины и проведения референдума в Крыму о возвращении полуострова в состав России Североатлантический альянс, как помнят многие, разорвал все отношения с РФ, потребовал резко сократить представительство Москвы в штаб-квартире альянса и перестал пропускать в главный натовский офис российских офицеров и дипломатов, за исключением постоянного представителя России в НАТО. Остальным сотрудникам российского диппредставительства требовалось подавать предварительную заявку на пропуск, а затем терпеливо ждать, снизойдет ли местная комендатура до благоприятного решения.
Но два года натовского карантина никак не повлияли на поведение Москвы. Даже несмотря на грозные заявления, которые раздавались высшими должностными лицами НАТО с трибун и пресс-конференций различных западных мероприятий. И даже несмотря на срочно созванный в Уэльсе саммит глав государств-членов альянса, который принял решение об усилении защиты восточноевропейских государств перед «российской военной агрессией», значительном увеличении количества проводимых учений на пограничных территориях и в морских акваториях, а также решил разместить в Болгарии, Румынии, Польше, Литве, Латвии и Эстонии дополнительные воинские контингенты и пункты управления и потребовал от своих союзников увеличить финансовые взносы в бюджет организации — 2% от ВВП каждого государства.
Правда, эти решения, призванные напугать Москву и взбодрить союзников по НАТО, пока не принесли руководству альянса никакого зримого результата. Россию напугать не удалось и не удастся — затея эта бессмысленная. А выделить 2% своего ВВП в бюджет альянса согласились пока только Эстония и Греция.
Афины, надо полагать, из тех средств, что им выделяет для борьбы с экономическими трудностями Евросоюз и Германия. О Таллине говорить не будем, его ВВП и два процента от него в альянсе вряд ли кто заметит. А вот остальные государства, даже те, кто громче всех кричал о «российской военной угрозе», делиться своими финансами с Брюсселем до сих пор не торопятся. Литва, например, выделяет в общий котел только 1,1 процент ВВП, Латвия — 0,9, Польша и Германия — чуть больше Литвы, и только Великобритания как самый верный союзник США чуть-чуть не дотягивает до 2% — остановилась на 1,7%, но обещала подтянуться.
Не хотят платить
Почему в столицах натовских стран не хотят выделять на общую оборону требуемые Брюсселем и Вашингтоном средства?
Ответ более чем очевиден. Во-первых, в отличие от декларируемой паники, в действительности они абсолютно не боятся «российской военной агрессии». А во-вторых, потому что им очень удобно паразитировать на американской военной и финансовой мощи, которую Вашингтон направит в Европу при любом раскладе.
Для США участие в НАТО — это жизненно необходимая возможность постоянного легитимного присутствия на Старом континенте и активного влияния на все значимые решения, принимаемые правительствами европейских государств (в том числе и по поводу абсолютно невыгодных для Европы санкций в отношении России — авт).
А для этого миф о «российской военной угрозе», который не устают вдалбливать в головы европейцам высокие американские представители, вроде главнокомандующего силами НАТО в Европе американского четырехзвездного генерала Филипа Бридлава, самое то, что требуется. Да и ставленник Вашингтона — генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг повторяет, как молитву, что устрашение по отношению к России — лучшая политика НАТО в восточном направлении. Не угроза терроризма, который взрывает европейские города — Париж, Брюссель, Лондон и Мадрид и готов вместе с беженцами из стран Ближнего Востока воспламенить всю старую Европу, а именно угроза суверенной политики Москвы, которая защищает свои национальные интересы.
И для поддержания на плаву этого мифа США выделяют на укрепление безопасности европейских стран НАТО в ближайший финансовый год 3,7 миллиарда долларов — в три раза больше, чем они это делали обычно. Хотя и так их взнос в бюджет альянса составляет 75-80% от общей суммы (спрашивается, зачем при этом другим государствам-членам НАТО платить больше, если это за них сделает Вашингтон?).
Именно поэтому США, а не другие страны отправляют на восточные границы альянса четыре с половиной тысячи своих солдат и офицеров, 250 единиц танков, боевых бронированных машин и самоходных артиллерийских установок. Спонсируют открытие центров военного управления в Эстонии, Латвии, Литве, Польше, Румынии и Болгарии, а заодно и завершают строительство базы противоракетной обороны с системой Aegis и противоракетами SM-3 в румынском местечке Девиселу.
Кого бомбить будут?
Причем американские войска числом в 40 тысяч солдат и офицеров и до того постоянно присутствовали в Европе — в Бельгии, Германии, Греции, Италии, Нидерландах, Португалии, Сербии, Испании, Турции и Великобритании. А в пяти странах Старого континента — Италии, Германии, Бельгии, Нидерландах и в Турции размещены 200 американских атомных бомб свободного падения В-61; а в Литве и в Эстонии на авиабазах Зокняй и Эмери под Шауляем и Таллином несут боевое дежурство истребители F-16 и Tornado, способные применять эти бомбы по целям на земле.
Становится понятно, в каких ежовых рукавицах держит европейский континент Вашингтон и как государства-члены НАТО буквально повязаны с ним общей судьбой. Точнее, общим страхом, который, конечно же, исходит не от России, а от той беды, которую может навлечь на нее именно Вашингтон.
Но, правда, в Европе предпочитают об этом не думать. Разве что отдельные политики пытаются заикнуться по этому поводу, да и то в ходе предвыборных дебатов, но им широкой трибуны в местных СМИ не дают. Наоборот, только раскручивают информационную пружину о пресловутой «российской военной угрозе». И аплодируют бесчисленному количеству учений, которые сейчас начал проводить Пентагон со своими союзниками на полигонах Восточной Европы, в акватории Балтийского и Средиземного моря с заходами в Черное, в воздухе вдоль российских границ. О том, что все это может вызвать ответную реакцию со стороны Москвы, для которой подобная политика НАТО становится весьма опасной, там предпочитают умалчивать.
А что Россия?
Как реагирует Москва на эти провокационные действия Североатлантического альянса?
Пока военное руководство РФ ведет себя на фоне натовских эскапад довольно спокойно и уверенно. На провокации не поддается. Потому что считает, что одна из целей нынешней политики НАТО и США — спровоцировать Россию на разорительную гонку вооружений.
На Государственную программу вооружений 2010-2020 года в РФ выделено около 20 триллионов рублей (примерно 350 миллиардов долларов). На 10 лет совсем не много, если вспомнить, что бюджет Пентагона на 2017-й финансовый год равен 582 миллиардам долларов, а бюджет НАТО почти 300 миллиардов.
Тем не менее, в российскую армию поступает современное и эффективное вооружение, самые надежные системы обеспечения боя — операция российских ВКС и моряков в Сирии это наглядно доказала всему миру.
Желание Североатлантического альянса продолжить сотрудничество или хотя бы диалог в рамках Совета Россия-НАТО тоже от того, что в Вашингтоне и Брюсселе почувствовали — без Москвы они не в состоянии решить серьезные вопросы мировой стабильности. В том числе и в борьбе с терроризмом.
Понятно, что разговор на Совете Россия-НАТО будет очень непростым. Российскому представителю придется выслушать массу претензий от 28 послов натовских государств. И по поводу ситуации на Украине, и по поводу отсутствия необходимой для альянса транспарентности внезапных проверок боевой готовности, по другим проблемам.
Но и России тоже есть, что предъявить. В том числе и за поддержку и поощрение государственного переворота в Киеве, приход к власти в Незалежной националистических сил, которые спровоцировали братоубийственную войну на Донбассе, за антироссийскую риторику, отсутствие реальной борьбы с терроризмом и даже спонсирование его со стороны отдельных государств НАТО, таких как Турция…
Словом, разговор будет, если он все-таки будет, очень острым. Но здесь дело даже не в победе, важно снова начать разговаривать. Это лучше, чем воевать.
И хотя война слов вряд ли в ближайшие годы прекратится, есть проблемы, которые невозможно решить друг без друга — и терроризм здесь на первом месте.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.