Ольга Сухаревская, правовед, магистр внешней политики — для Sputnik Молдова
Скандал разразился в связи с предполагавшейся выставкой военной техники в центре Кишинева 9 мая. А ранее — в связи с прибытием на территорию РМ военной техники НАТО для участия в учениях Dragon Pioneer. Общественность вполне обоснованно волнует, почему законодательно утвержденный высшим органом государственной власти республики постоянный нейтральный статус пока не нашел адекватной имплементации в реальную жизнь?
Об особенностях молдавского нейтралитета
Институт нейтралитета в международных отношениях имеет богатую историю. Основной задачей нейтрального статуса являлась защита государств от экспансионистских планов соседних держав и военных союзов. Нападение на нейтральное государство считается одним из наиболее тяжелых нарушений норм международного права. Даже во время Второй мировой войны воюющие государства воздерживались от оккупации нейтральных стран, в частности Швеции и Швейцарии.
В то же время нейтральный статус государства налагает ряд обязательств и на него само. Если речь идет о постоянном нейтралитете, утвержденном парламентом Молдовы в марте 2016 года, государство обязано отказаться на долгосрочную перспективу от участия в войнах, военных и экономических союзах, которые могут прямо либо косвенно вовлечь его в войну, а также от использования войны в качестве средства разрешения международных споров. Запрещается и предоставление своей территории третьим государствам для различных военных целей.
У значительной части политических сил Молдовы факт прибытия иностранных войск в страну вызвал вполне обоснованные сомнения в законности данного решения. Даже не вдаваясь в подробности национального законодательства, сомнения выглядят вполне обоснованными.
Согласно сложившейся международной практике, международные военные учения проводятся либо в рамках военных союзов, либо в соответствии с подписанными и надлежащим образом ратифицированными международными договорами. Причем каждая программа учений предполагает отдельное согласование мероприятий, количества и видов вооружений и личного состава иностранных военнослужащих.
Ни договора о военном сотрудничестве с США и НАТО, ни утвержденного парламентом страны четкого перечня иностранной военной техники, которая может принять участие в учениях, не было. В результате на территорию страны вошло вдвое больше техники НАТО, нежели первоначально предполагалось. А тот факт, что иностранные военные направили на протестующих граждан Молдовы боевое оружие, вполне можно расценивать как вторжение.
Это далеко не единственное нарушение со стороны Молдовы провозглашенного ею же самой постоянного нейтрального статуса. Здесь можно вспомнить и участие молдавских военных в миротворческих миссиях НАТО, и планы по открытию в Кишиневе бюро по связям Североатлантического альянса, и финансирование со стороны США Центра военной подготовки в Бульбоаке.
Эти факты можно было бы объяснить стремлением официального Кишинева создать боеспособную и современную армию, аккумулирующую лучший мировой военный опыт, если бы подобное сотрудничество происходило и с другими военными блоками.
Сам по себе нейтральный статус не налагает запрета на международные военные контакты. Но в реальности четко видна ориентация лишь на Североатлантический альянс, что прямо противоречит принципу нейтралитета.
Государственность под прицелом
Напомним, что еще 27 июня 2013 г. парламент Молдовы ратифицировал соглашение о военном сотрудничестве с Румынией, в соответствии с которым румынские войска могут бессрочно находиться на территории страны. Кроме того, Кишинев и Бухарест подписали документ о том, что румынская жандармерия может получить доступ на территорию Молдовы на случай "массовых беспорядков". Ратификация, конечно, состоялась до принятия декларации о нейтралитете, но как поступит Кишинев теперь?
Политика Североатлантического альянса и члена НАТО Румынии в отношении Молдовы несет в себе ряд угроз для самой Молдовы, вплоть до ликвидации ее государственности. Речь не только о широко известных планах по интеграции страны в состав Румынии, которые поддерживает значительная часть молдавской элиты.
Страну пытаются втянуть в формирующуюся антироссийскую Балто-Черноморскую дугу, в состав которой должны войти, помимо Молдовы, государства Прибалтики, Польша, Румыния, Украина и Грузия.
Руководство НАТО совершенно открыто отводит Молдове роль одного из фронтов геополитического противостояния. Так, заместитель генсека НАТО Вершбоу недавно подчеркнул, что "важно усилить поддержку стран на востоке, таких как Украина, Грузия и Молдова, которые находятся под давлением России и нуждаются в помощи по укреплению безопасности и суверенитета".
И каким образом эти планы соотносятся с принципом нейтралитета, который обязывает нейтральное государство воздерживаться от действий, которые могут прямо либо косвенно вовлечь его в войну?
Что любопытно, даже в сугубо гражданской программе "Восточного партнерства" говорится о необходимости создания польско-румынско-турецкого треугольника, который призван изменить баланс сил в Черноморском регионе. Треугольник стран НАТО должен опираться на другой, "малый треугольник" в составе тех же Молдовы, Украины и Грузии.
Взамен существующих программ регионального сотрудничества, в частности ОЧЭС, предлагаются "конфронтационные альянсы стран ЕС и НАТО с их партнерами из стран экс-СССР". Не удивляйтесь — именно так говорится в докладе, подготовленном в рамках «Восточного партнерства» турецким Центром международных и европейских исследований.
Приднестровский фактор
Тесные отношения с НАТО, в том числе финансирование Альянсом молдавских вооруженных сил и проведение военных учений без соответствующих международных соглашений, по мнению руководства РМ, не противоречат нейтралитету страны. А вот наличие российского миротворческого контингента, находящегося в Приднестровье в соответствии с международным договором между РФ и РМ от 1992 года, расценивается президентом Тимофти как нарушение. По словам главы государства, "присутствие российских миротворцев в Приднестровской Республике грубо нарушает статус конституционного нейтралитета государства".
Понятно, что термин "двойные стандарты" давно и прочно вошел в международную практику. Но сейчас речь о другом. Пытаясь с помощью Украины выдавить российских миротворцев из Приднестровья и блокируя работу Объединенной контрольной комиссии и Объединенного военного командования, а также допуская полеты румынских беспилотников над подконтрольной Тирасполю территорией, Кишинев забывает о печальном опыте Грузии.
Это ни в коем случае не угроза, а констатация факта. НАТО, активно подбивая Саакашвили к нападению на российских миротворцев, первым отказал Тбилиси в военной помощи.
Есть такая народная поговорка: с такими друзьями и врагов не нужно. Очень подходит к ситуации.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.