КИШИНЕВ, 4 сен — Sputnik. Комментируя для Sputnik Молдова заявления замгенсека Североатлантического альянса Александр Вершбоу о том, что "Молдова и Румыния — суверенные государства, и мы все должны уважать суверенитет и территориальную целостность каждого государства в Европе", российский эксперт Дмитрий Журавлев, глава российского Института региональных проблем, отметил, что для экспертного сообщества, в отличие от сторонников объединения Румынии и Молдовы, слова Вершбоу не стали сюрпризом.
"Эти заявления вполне естественны, так-так объединение Молдовы с Румынией обозначало бы продвижение границы НАТО на восток. А поскольку НАТО в первую очередь военная организация, а во вторую — политическая, то для любого военного передвинуть свой фланг подальше от чужой столицы и поближе к чужой, это принципиально хорошо для военного мышления. Но сейчас, как видим, ситуация изменилась в российско-американских отношениях, идет явное потепление отношений, поэтому Вершбоу и высказался в таком смысле", — сказал Журавлев.
Впрочем, по словам эксперта, НАТО может изменить свою точку зрения — что часто встречается, когда политика пересекается с военными доктринами.
"Вопрос в том, надолго ли изменил Вашингтон свой взгляд на эту проблему — все-таки в НАТО США лидер. НАТО сидит на американских дотациях, а считать, что все зависит от решений Барака Обамы, как некоторые высказываются — это примитивный подход. Обама уже хромая утка, по американским понятиям, все дело в будущем американском президенте, ведь тема НАТО чрезвычайно важна в предвыборной кампании", — отметил собеседник.
Комментируя неоднократные заявления министра обороны Молдовы Анатола Шалару, которые идут в разрез с нейтральным статусом страны, Журавлев сказал, личное мнение чиновников легко перепутать с внешним вектором политики страны, что недопустимо в стабильных государствах.
"Военные — всегда за военные союзы. Это у них профессиональное. И дело вовсе не в военных, дело всегда в руководстве страны, которое позволяет или не позволяет военному министру иметь свою позицию, которую он публично высказывает. Внешняя политика — это прерогатива государства и правительства, а не министра обороны!".