КИШИНЕВ, 22 сен — Sputnik, Николай Костыркин. "Погорячились, были неправы", так можно было назвать эту публикацию, что показало бы всю суть произошедшего.
Дело в том, что совсем недавно на сайте министерства здравоохранения Республики Молдова был размещен текст проекта постановления правительства, который означал фактическую ликвидацию Республиканской инфекционной больницы имени Томы Чорбэ.
Но после материала, опубликованного на сайте Sputnik Молдова, оный проект постановления с официального электронного ресурса Минздрава был снят, а разговоров об изложенной в документе реорганизации ряда медицинских учреждений больше не ведется в кабинетах министерства.
Правда, один из корреспондентов Sputnik предусмотрительно сделал скриншот, и теперь каждый может ознакомиться с былыми планами властей.
Посмотрели? Грандиозные были планы? Может быть кто-то "наверху" еще питает надежды на претворение их в жизнь, забыв о мнении граждан. Но ни одно мнение не может сформироваться без фактов, а в данном случае — и без чувства гордости за нашу историю, служащую современному обществу страны.
Поэтому давайте вспомним о том, как создавалась эта больница, основанная великим врачом и гражданином Томой (Фомой Феодосьевичем) Чорбэ.
Краевед Владимир Тарнакин, постоянный собеседник корреспондентов Sputnik, замечает, что трудно сегодня представить, что каких-то 120-130 лет назад в Кишиневе не существовало медицинского учреждения для лечения инфекционных больных.
"Осенью 1884 года столицу Бессарабской губернии захватила чума. Тогда депутаты городской думы решили открыть в доме некого Харченко на улице Госпитальной временную оспенную больницу всего на 15 коек. Заведовать новым учреждением поручили санитарному врачу И. Зефирову", — рассказал Тарнакин.
Но вот оспу победили. Что же делать с больницей, закрывать? Но тогдашние власти Кишинева, в отличие от нынешних, отличались дальновидностью и превратили медучреждение в детскую "заразную" больницу. В 1891 году 21 октября она стала уже общей, на 25 коек. Реорганизацию провели в честь 25-летия бракосочетания императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. Но затем целых девять лет больница для лечения инфекционных заболеваний оставалась на съемных квартирах, без собственного здания.
"Шло время, и старшего и единственного врача Зефирова сменил его молодой коллега Фома Чорбэ, который тут же принялся хлопотать о постройке специального больничного здания. Городская дума, получив на неотложные нужды займ в полтора миллиона рублей, выделила из него 32 тысячи на постройку больницы", — продолжил Тарнакин.
Он добавил, что Чорбэ вникал в каждую мелочь проекта. Совместно с инженером Михаилом Чекеруль-Кушем, о котором Sputnik уже рассказывал, врач разрабатывал проект здания для своего детища, а потом во время строительства трудился на площадке как десятник (наподобие прораба — ред.).
Работы, начатые весной 1899 года, завершились уже осенью 1900 года. Новая больница фасадом на Александровскую улицу (ныне — проспект Штефан чел Маре — ред.) имела 25 коек, прачечную, маленькую кухню и покойницкую.
"Новая больница расширялась. Летом 1904 года губернская земская больница (ныне — Республиканская больница травматологии и ортопедии, которую Минздрав тоже хотел "реорганизовать" — ред.) передала "заразному" стационару целое отделение — 10 бесплатных коек имени потомственного почетного гражданина Анастасия Чуфли. На этих койках много лет подряд спасали от смерти городских бедняков. В 1905 году здесь лечился 221 больной, а через три года их число выросло уже до 983!", — сказал Тарнакин.
Новый шаг в развитии инфекционной больницы произошел благодаря курьезу. Дело в том, что эти подаренные койки, содержавшиеся на доходы с имений филантропа Чуфли, согласно его завещанию, должны были принадлежать только больнице со статусом городской. Поэтому превосходно оборудованный "заразный" стационар с бактериальным кабинетом и дезинфекционной камерой получил статус больницы общего характера.
Такими причудливыми путями Анастасий Чуфля во второй раз помог Чорбэ. Первый раз это случилось во время учебы Фомы Феодосьевича в Кишиневской мужской гимназии. Тогда ему, мальчику из многодетной семьи мелкого чиновника, грозило исключение из-за неуплаты за учебу. Выручила стипендия Анастасия Чуфли, который завещал каждый год распределять среди бедных, но прилежных учеников 4000 рублей.
Тома Чорбэ был одним из наиболее уважаемых людей своего времени, а созданная им больница по теории могла быть закрыта на первых парах в любое время — но выстояла. Помогали все, кому были небезразличны судьбы попавших в трудное положение жителей края. Но видя, как "стараются" нынешние власти, создается впечатление, что Молдова придет в Европу… потеряв половину своего народа.