https://md.sputniknews.ru/20230730/kak-pravoslavnaya-rus-pomogla-sozdaniyu-moldavskoy-mitropolii--57900271.html
Как православная Русь помогла созданию Молдавской митрополии
Как православная Русь помогла созданию Молдавской митрополии
Sputnik Молдова
Без тесного взаимодействия с христианской Русью Молдова не получила бы в начале XV в. автономную церковь, которая на протяжении нескольких столетий являлась главным оплотом православия в Карпато-Днестровских землях
2023-07-30T16:07+0300
2023-07-30T16:07+0300
2023-07-30T16:07+0300
молдова
православие
история
https://cdnn1.img.md.sputniknews.com/img/07e6/01/0e/48031996_0:160:3072:1888_1920x0_80_0_0_8fdf79efc69c6fb17bbec168a08a0844.jpg
Двадцать шестое июля отмечается как день основания первой самостоятельной церковной организации в Молдове. В этот день в 1401 году патриарх Константинопольский направил молдавскому господарю Александру Доброму письмо с признанием канонических прав молдавского епископа Иосифа Мушата. Иосиф стал первым православным предстоятелем Молдавии (Мавровлахии или Русо-Влахии, как ее тогда именовали в Константинополе).Двумя днями позже (28 июля) православные чтут память святого и равноапостального князя Владимира и отмечают праздник Крещения Руси. Как известно, принятие в Древнерусском государстве христианства (в 988 году) и создание самостоятельной церковной организации являлись главнейшими достижениями великого князя.Несмотря на то, что эти события отделены друг от друга четырьмя столетиями, между ними есть прямая связь. Без тесного взаимодействия с православной Русью Молдова вряд ли получила бы в начале XV века самоуправляемую церковь. Об этом свидетельствует опыт Валахии, где при открытии первой митрополии в 1359 году (территория страны была изначально разделена на две церковные провинции, подчиненные непосредственно Константинополю) особо оговаривалось, что митрополиты будут посылаться туда патриархией.Связующим звеном между деяниями Владимира - крестителя и созданием Молдавской митрополии являлась Галицкая епархия. Она была образована не позднее середины XII века в рамках княжества со столицей в Галиче на верхнем Днестре.В юрисдикцию этой русской епархии входили земли в долинах рек Серет, Прут, Днестр (так называемое Галицкое Понизье), на которые в XIV веке распространилась власть Молдавского княжества. В Карпато-Днестровье тогда сложилась уникальная ситуация: в политическом плане Галицкого княжества уже не существовало (оно пало под ударами Польши), но Галицкая епархия ещё продолжала функционировать.В 1302-1303 годах возникла Белгородская (на нижнем Днестре) епископия Галицкой митрополии. По всей видимости, в ее ведении находились православные приходы в Днестровско-Прутском междуречье, на нижнем Серете. В дальнейшем этой епархии суждено было сыграть важную роль в утверждении автономии Молдавской церкви.В эпоху средневековья самостоятельное государство было немыслимо без своей церкви. Первые молдавские господари, так же, как их коллеги в других государствах, стремились заполучить национальную церковную иерархию. Вот только в XIV – начале XV веков Вселенская церковь (Константинопольская патриархия) церковную автономию не поощряла, напротив, она боролась за максимальный контроль над местными юрисдикциями. Так, церковной самостоятельности была лишена Болгария, а Сербия утратила собственную патриархию.В этих условиях в 1387 году по инициативе господаря Молдовы Петра I Мушата галицким митрополитом Антонием в сан епископов были возведены два молдавских священника. Их звали Иосиф и Милентий. Причем первый из них приходился племянником господарю и был формально возведен на вакантную Белгородскую кафедру. Но фактически Иосиф взял на себя роль главы формирующейся Православной церкви Молдовы.Однако в Константинополе, которому после польского завоевания Галиции была подчинена ее епархия, возникли сомнения в легитимности хиротонии (возведения в сан) молдавских епископов. Патриархат слал для расследования в Молдову своих представителей, но по факту они должны были переподчинить молдавские приходы непосредственно Константинополю. Господарь этому препятствовал, поскольку не хотел видеть греков во главе местной церкви.В 1391-1392 годах в Молдавию был послан митрополит Иеремия, который должен был стать "каноническим" главой Молдавской церкви (вместо опального Иосифа). Столкнувшись с противодействием, митрополит проклял двух местных епископов. За тем патриарх наложил церковное отлучение на все население Молдавии. Господарь Роман I выслал греческого архипастыря из своих владений.Вскоре решением Константинопольского синода Иеремия был назначен главой Молдавской митрополии со временной резиденцией в Тырново (на территории Болгарии). Такой вот митрополит "в изгнании", в то время как реально управлять Молдавской церковью продолжал епископ Белгородский Иосиф. Формально это означало повышение статуса Молдавской церкви, другое дело, что Константинополь рассматривал такую митрополию как ординарную и абсолютно подконтрольную себе провинцию (как Валахию).Переговоры между молдавскими властями и патриархией начались в середине 1390-х годов. По их итогам Константинополь вынужден был уступить.В июле 1401 года патриарх Матфеей I подписал грамоту о каноничности хиротонии Иосифа (Милентий к тому времени уже скончался), совершенной галицким митрополитом Антонием. Епископ Иосиф был признан в качестве предстоятеля Молдавской церкви. А сама церковь получила автономию.Сговорчивость патриарха объяснялась сложным положением, в котором находилась в тот период сама Византия. Константинополю угрожали турки и греки, стремились создать православную христианскую лигу на Дунае для противостояния османам.Материнская для Молдавской церкви Галицкая митрополия фактически перестала существовать в 1391 году, вскоре после хиротонии молдавских епископов. Символизм этих событий состоял в том, что на несколько столетий Молдавия являлась главным оплотом православия в Карпато-Днестровских землях. В то время как в остальных епархиях бывшей Галицкой митрополии польские власти насаждали католицизм и униатство, в Молдавском княжестве православие оставалось официальным вероисповеданием.
https://md.sputniknews.ru/20230713/zakharova---o-vmeshatelstve-kishineva-v-dela-konfessiy-i-napadkakh-na-moldavskuyu-mitropoliyu--57676888.html
https://md.sputniknews.ru/20230130/ne-byt-predatelyami-naroda-mitropoliya-moldovy-vystupila-protiv-odnopolykh-brakov-55302939.html
https://md.sputniknews.ru/20230624/patriarkh-kirill-pered-litsom-obschey-ugrozy-nadlezhit-sokhranyat-edinomyslie-57471168.html
молдова
Sputnik Молдова
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Игорь Иваненко
https://cdnn1.img.md.sputniknews.com/img/07e4/07/12/30976939_0:134:1424:1558_100x100_80_0_0_5a6975c47e17d420bc08a35eebbb2819.jpg
Игорь Иваненко
https://cdnn1.img.md.sputniknews.com/img/07e4/07/12/30976939_0:134:1424:1558_100x100_80_0_0_5a6975c47e17d420bc08a35eebbb2819.jpg
Новости
ru_MD
Sputnik Молдова
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.md.sputniknews.com/img/07e6/01/0e/48031996_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_e9ac2c0b29013cf5731ce310d84cdc33.jpgSputnik Молдова
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Игорь Иваненко
https://cdnn1.img.md.sputniknews.com/img/07e4/07/12/30976939_0:134:1424:1558_100x100_80_0_0_5a6975c47e17d420bc08a35eebbb2819.jpg
как православная русь помогла созданию молдавской митрополии
как православная русь помогла созданию молдавской митрополии
Как православная Русь помогла созданию Молдавской митрополии
Без тесного взаимодействия с христианской Русью Молдова не получила бы в начале XV века автономную церковь, которая на протяжении нескольких столетий являлась главным оплотом православия в Карпато-Днестровских землях.
Двадцать шестое июля отмечается как день основания первой самостоятельной церковной организации в Молдове. В этот день в 1401 году патриарх Константинопольский направил молдавскому господарю Александру Доброму письмо с признанием канонических прав молдавского епископа Иосифа Мушата. Иосиф стал первым православным предстоятелем Молдавии (Мавровлахии или Русо-Влахии, как ее тогда именовали в Константинополе).
Двумя днями позже (28 июля) православные чтут память святого и равноапостального князя Владимира и отмечают праздник Крещения Руси. Как известно, принятие в Древнерусском государстве христианства (в 988 году) и создание самостоятельной церковной организации являлись главнейшими достижениями великого князя.
Несмотря на то, что эти события отделены друг от друга четырьмя столетиями, между ними есть прямая связь. Без тесного взаимодействия с православной Русью Молдова вряд ли получила бы в начале XV века самоуправляемую церковь. Об этом свидетельствует опыт Валахии, где при открытии первой митрополии в 1359 году (территория страны была изначально разделена на две церковные провинции, подчиненные непосредственно Константинополю) особо оговаривалось, что митрополиты будут посылаться туда патриархией.
Связующим звеном между деяниями Владимира - крестителя и созданием Молдавской митрополии являлась Галицкая епархия. Она была образована не позднее середины XII века в рамках княжества со столицей в Галиче на верхнем Днестре.
В юрисдикцию этой русской епархии входили земли в долинах рек Серет, Прут, Днестр (так называемое Галицкое Понизье), на которые в XIV веке распространилась власть Молдавского княжества. В Карпато-Днестровье тогда сложилась уникальная ситуация: в политическом плане Галицкого княжества уже не существовало (оно пало под ударами Польши), но Галицкая епархия ещё продолжала функционировать.
В 1302-1303 годах возникла Белгородская (на нижнем Днестре) епископия Галицкой митрополии. По всей видимости, в ее ведении находились православные приходы в Днестровско-Прутском междуречье, на нижнем Серете. В дальнейшем этой епархии суждено было сыграть важную роль в утверждении автономии Молдавской церкви.
В эпоху средневековья самостоятельное государство было немыслимо без своей церкви. Первые молдавские господари, так же, как их коллеги в других государствах, стремились заполучить национальную церковную иерархию. Вот только в XIV – начале XV веков Вселенская церковь (Константинопольская патриархия) церковную автономию не поощряла, напротив, она боролась за максимальный контроль над местными юрисдикциями. Так, церковной самостоятельности была лишена Болгария, а Сербия утратила собственную патриархию.
В этих условиях в 1387 году по инициативе господаря Молдовы Петра I Мушата галицким митрополитом Антонием в сан епископов были возведены два молдавских священника. Их звали Иосиф и Милентий. Причем первый из них приходился племянником господарю и был формально возведен на вакантную Белгородскую кафедру. Но фактически Иосиф взял на себя роль главы формирующейся Православной церкви Молдовы.
Однако в Константинополе, которому после польского завоевания Галиции была подчинена ее епархия, возникли сомнения в легитимности хиротонии (возведения в сан) молдавских епископов. Патриархат слал для расследования в Молдову своих представителей, но по факту они должны были переподчинить молдавские приходы непосредственно Константинополю. Господарь этому препятствовал, поскольку не хотел видеть греков во главе местной церкви.
В 1391-1392 годах в Молдавию был послан митрополит Иеремия, который должен был стать "каноническим" главой Молдавской церкви (вместо опального Иосифа). Столкнувшись с противодействием, митрополит проклял двух местных епископов. За тем патриарх наложил церковное отлучение на все население Молдавии. Господарь Роман I выслал греческого архипастыря из своих владений.
Вскоре решением Константинопольского синода Иеремия был назначен главой Молдавской митрополии со временной резиденцией в Тырново (на территории Болгарии). Такой вот митрополит "в изгнании", в то время как реально управлять Молдавской церковью продолжал епископ Белгородский Иосиф. Формально это означало повышение статуса Молдавской церкви, другое дело, что Константинополь рассматривал такую митрополию как ординарную и абсолютно подконтрольную себе провинцию (как Валахию).
Переговоры между молдавскими властями и патриархией начались в середине 1390-х годов. По их итогам Константинополь вынужден был уступить.
В июле 1401 года патриарх Матфеей I подписал грамоту о каноничности хиротонии Иосифа (Милентий к тому времени уже скончался), совершенной галицким митрополитом Антонием. Епископ Иосиф был признан в качестве предстоятеля Молдавской церкви. А сама церковь получила автономию.
Сговорчивость патриарха объяснялась сложным положением, в котором находилась в тот период сама Византия. Константинополю угрожали турки и греки, стремились создать православную христианскую лигу на Дунае для противостояния османам.
Материнская для Молдавской церкви Галицкая митрополия фактически перестала существовать в 1391 году, вскоре после хиротонии молдавских епископов. Символизм этих событий состоял в том, что на несколько столетий Молдавия являлась главным оплотом православия в Карпато-Днестровских землях. В то время как в остальных епархиях бывшей Галицкой митрополии польские власти насаждали католицизм и униатство, в Молдавском княжестве православие оставалось официальным вероисповеданием.