Как православная Русь помогла созданию Молдавской митрополии

© Sputnik / Mihai CarausКак православная Русь помогла созданию Молдавской митрополии
Как православная Русь помогла созданию Молдавской митрополии  - Sputnik Молдова, 1920, 30.07.2023
Подписаться
Без тесного взаимодействия с христианской Русью Молдова не получила бы в начале XV века автономную церковь, которая на протяжении нескольких столетий являлась главным оплотом православия в Карпато-Днестровских землях.
Двадцать шестое июля отмечается как день основания первой самостоятельной церковной организации в Молдове. В этот день в 1401 году патриарх Константинопольский направил молдавскому господарю Александру Доброму письмо с признанием канонических прав молдавского епископа Иосифа Мушата. Иосиф стал первым православным предстоятелем Молдавии (Мавровлахии или Русо-Влахии, как ее тогда именовали в Константинополе).
Двумя днями позже (28 июля) православные чтут память святого и равноапостального князя Владимира и отмечают праздник Крещения Руси. Как известно, принятие в Древнерусском государстве христианства (в 988 году) и создание самостоятельной церковной организации являлись главнейшими достижениями великого князя.
Несмотря на то, что эти события отделены друг от друга четырьмя столетиями, между ними есть прямая связь. Без тесного взаимодействия с православной Русью Молдова вряд ли получила бы в начале XV века самоуправляемую церковь. Об этом свидетельствует опыт Валахии, где при открытии первой митрополии в 1359 году (территория страны была изначально разделена на две церковные провинции, подчиненные непосредственно Константинополю) особо оговаривалось, что митрополиты будут посылаться туда патриархией.
Захарова - о вмешательстве Кишинева в дела конфессий и нападках на Молдавскую митрополию  - Sputnik Молдова, 1920, 13.07.2023
Общество
Захарова - о вмешательстве Кишинева в дела конфессий и нападках на Молдавскую митрополию
Связующим звеном между деяниями Владимира - крестителя и созданием Молдавской митрополии являлась Галицкая епархия. Она была образована не позднее середины XII века в рамках княжества со столицей в Галиче на верхнем Днестре.
В юрисдикцию этой русской епархии входили земли в долинах рек Серет, Прут, Днестр (так называемое Галицкое Понизье), на которые в XIV веке распространилась власть Молдавского княжества. В Карпато-Днестровье тогда сложилась уникальная ситуация: в политическом плане Галицкого княжества уже не существовало (оно пало под ударами Польши), но Галицкая епархия ещё продолжала функционировать.
В 1302-1303 годах возникла Белгородская (на нижнем Днестре) епископия Галицкой митрополии. По всей видимости, в ее ведении находились православные приходы в Днестровско-Прутском междуречье, на нижнем Серете. В дальнейшем этой епархии суждено было сыграть важную роль в утверждении автономии Молдавской церкви.
В эпоху средневековья самостоятельное государство было немыслимо без своей церкви. Первые молдавские господари, так же, как их коллеги в других государствах, стремились заполучить национальную церковную иерархию. Вот только в XIV – начале XV веков Вселенская церковь (Константинопольская патриархия) церковную автономию не поощряла, напротив, она боролась за максимальный контроль над местными юрисдикциями. Так, церковной самостоятельности была лишена Болгария, а Сербия утратила собственную патриархию.
В этих условиях в 1387 году по инициативе господаря Молдовы Петра I Мушата галицким митрополитом Антонием в сан епископов были возведены два молдавских священника. Их звали Иосиф и Милентий. Причем первый из них приходился племянником господарю и был формально возведен на вакантную Белгородскую кафедру. Но фактически Иосиф взял на себя роль главы формирующейся Православной церкви Молдовы.
Не быть предателями народа: Митрополия Молдовы выступила против однополых браков - Sputnik Молдова, 1920, 30.01.2023
Общество
"Не быть предателями народа": Митрополия Молдовы выступила против однополых браков
Однако в Константинополе, которому после польского завоевания Галиции была подчинена ее епархия, возникли сомнения в легитимности хиротонии (возведения в сан) молдавских епископов. Патриархат слал для расследования в Молдову своих представителей, но по факту они должны были переподчинить молдавские приходы непосредственно Константинополю. Господарь этому препятствовал, поскольку не хотел видеть греков во главе местной церкви.
В 1391-1392 годах в Молдавию был послан митрополит Иеремия, который должен был стать "каноническим" главой Молдавской церкви (вместо опального Иосифа). Столкнувшись с противодействием, митрополит проклял двух местных епископов. За тем патриарх наложил церковное отлучение на все население Молдавии. Господарь Роман I выслал греческого архипастыря из своих владений.
Вскоре решением Константинопольского синода Иеремия был назначен главой Молдавской митрополии со временной резиденцией в Тырново (на территории Болгарии). Такой вот митрополит "в изгнании", в то время как реально управлять Молдавской церковью продолжал епископ Белгородский Иосиф. Формально это означало повышение статуса Молдавской церкви, другое дело, что Константинополь рассматривал такую митрополию как ординарную и абсолютно подконтрольную себе провинцию (как Валахию).
Переговоры между молдавскими властями и патриархией начались в середине 1390-х годов. По их итогам Константинополь вынужден был уступить.
В июле 1401 года патриарх Матфеей I подписал грамоту о каноничности хиротонии Иосифа (Милентий к тому времени уже скончался), совершенной галицким митрополитом Антонием. Епископ Иосиф был признан в качестве предстоятеля Молдавской церкви. А сама церковь получила автономию.
Сговорчивость патриарха объяснялась сложным положением, в котором находилась в тот период сама Византия. Константинополю угрожали турки и греки, стремились создать православную христианскую лигу на Дунае для противостояния османам.
Материнская для Молдавской церкви Галицкая митрополия фактически перестала существовать в 1391 году, вскоре после хиротонии молдавских епископов. Символизм этих событий состоял в том, что на несколько столетий Молдавия являлась главным оплотом православия в Карпато-Днестровских землях. В то время как в остальных епархиях бывшей Галицкой митрополии польские власти насаждали католицизм и униатство, в Молдавском княжестве православие оставалось официальным вероисповеданием.
Патриарх Кирилл: перед лицом общей угрозы надлежит сохранять единомыслие - Sputnik Молдова, 1920, 24.06.2023
Россия
Патриарх Кирилл: перед лицом общей угрозы надлежит сохранять единомыслие
Лента новостей
0