В День молдавского языка будет полезно вспомнить о том, чем прославились предки нынешних молдаван, кстати, еще до того, как начало создаваться известное нам средневековое княжество со столицей в Байе.
Оказывается, еще до образования Молдовы, Валахии и Трансильванского воеводства волохи успели попасть на страницы величайшего средневекового германского эпоса "Песнь о Нибелунгах".
Рамунг и Роман
Есть в этой поэме такие строки:
Примчался в Тульн с дружиной из семисот бойцов
Валашский герцог Рамунг, храбрец из храбрецов
(дословный перевод со средневерхнемецкого: "герцог Рамунг из валашской земли" — ред.).
В этом фрагменте речь идет о сборе гостей на свадьбу двух главных героев повествования — Кримгильды и короля Этцеля. Этцель — это никто иной как вождь гуннов, "бич божий" Аттила. Память о нем и других военачальниках эпохи Великого переселения народов сохранилась в Средние века и воплотилась в преданиях не только континентальной Европы, но и Исландии — в мифах, собранных Сэмундом Сигфуссоном в "Старшей Эдде".
И "Эдда" Сэмунда, и "Песнь о Нибелунгах", — автор и/или составитель последней до сих пор неизвестен, — были написаны не позднее XIII века. Но, выходит, что о волохах или валахах жители Священной римской империи германской нации знали как минимум за полстолетия до создания Молдавского княжества.
Герцог Рамунг в "Нибелунгах" — вассал короля Этцеля. Город Тульн, куда он примчался с дружиной, сегодня — Тульн-на-Дунае в Австрии, один из старейших населенных пунктов этой страны, известный еще со времен Римской империи.
Далее, через энное количество катренов, в "Нибелунгах" читаем следующее:
В бой устремился Рамунг, с ним — Хорнбог, Шрутан, Гибих.
Вы все бы им дивились, коль увидать могли б их.
Речь идет о битве гуннов и их вассалов с бургундами короля Гунтера — этому сражению, которое то прекращается, то возобновляется, посвящена вся последняя четверть эпоса о Нибелунгах.
Вот они, два упоминания валашского "герцога" в жемчужине германских стихотворных преданий.
Мы наш, мы новый Рим построим
Исследователям известно, что в Средние века на страницы рыцарских романов и других произведений как стихотворных, так и прозаических, перекочевали в несколько мифологизированном виде многие исторические личности. Перечислять их можно долго, наиболее известные — это Карл Великий и маркграф Хруотланд в "Песни о Роланде", а также Александр Македонский, Фридрих Барбаросса и другие. Может быть, и валашский Рамунг существовал на самом деле?
Что же поможет пролить свет на этот вопрос? Не исключено, что это будет "Сказание вкратце о молдавских государях отколе начинается молдавская земля", включенное в Воскресенскую летопись, общерусский свод XVI века. В "Сказании…" фигурируют два брата-вождя Роман и Влахата, которые переселились на Балканы из Венеции (града Виницеи), а затем поступили на службу к венгерскому королю, придя в район Карпат, чтобы отражать набеги монголо-татар.
"Сказание…" называет народ Романа и Влахаты "старыми римлянами" — в противовес "новым римлянам", то есть народам, исповедовавшим католицизм. "Старые" же "римляне", по "Сказанию…", — православные потомки населения Римской империи, как Западной, так и Восточной.
О том, как связаны волохи с Венецией, и являются ли они хоть в какой-то степени генетическими и культурными потомками древних римлян, разговор пойдет в следующий раз. Здесь же нас интересует то, что воевода Роман, откуда бы он со своим народом ни происходил, вполне возможно, и есть тот самый "нибелунгский" Рамунг, просто имя его было германизировано для удобства как автора, так и первых читателей.
"Сказание…" относит приход "старых римлян" Романа и Влахаты на земли Венгерского королевства к началу XIV века. Именно тогда венгры и сражались с татарами. К этому периоду, как мы помним, уже была написана "Песнь о Нибелунгах". То есть, волохи могли быть известны автору эпоса именно благодаря тому, что уже появились на востоке Центральной Европы и прославились в битвах с татарами, поэтому, возможно, Рамунг, если он и есть Роман из "Сказания…", был назван "храбрецом".
Каким было самое первое знамя Молдовы>>>
Конечно же, здесь логичнее было бы предположить, что братьев Романа и Влахаты как таковых не существовало, а являются они попросту эпонимами, то есть, были придуманы уже позже, для того, чтобы "дать начало" историографии волохов, "старых римлян". Ведь есть же Чех у чехов, Рус и Словен и русов и славян, Лех у ляхов, поляков, Скиф у скифов, Брут у бриттов и, наконец, Ромул у римлян.
Но как же тогда герцог Рамунг, он же Роман, попал на страницы германского эпоса XIII века, тогда как "Сказание…" было написано три столетия спустя? Выходит, о нем знали, и, если Роман не был в период классического средневековья легендой, то, значит, он существовал на самом деле и являлся воеводой волохов.
Венгры и гунны
Безымянный немецкий миннезигер сделал валашского предводителя вассалом Аттилы, хотя исторически их разделяют семь веков. Что ж, хронологического метода Скалигера тогда еще не существовало, да и не нужна научная точность в мифотворчестве.
Возможно, отголоском связи валахов и гуннов в "Нибелунгах" послужил тот факт, что государство Аттилы находилось как раз в тех землях, где столетия спустя обосновались венгры. Более того, народ короля Этцеля на страницах эпоса кое-где и именуется венграми — не исключено, что автор поэмы отождествлял их с гуннами. А первая часть одного из экзонимов этой страны, "Hungary", очень уж напоминает слово "гунн", хоть венгры в старину и назывались унграми. Но это, скорее всего, уже аллюзия на факт становления валахов венгерскими федератами.
Во что верили предки молдаван — раскрыта тайна древнего культа>>>
Далее история всем известна — волошский воевода Драгош становится маркграфом форпоста Венгрии на реке Молдова, откуда и "есть пошла" история нашего государства.
Остается лишь добавить, что, по данным молдавского историка Евгения Паскаря, в средневековом хронологическом своде "Летописец Еллинский и Римский" сообщается о земле волохов в северо-восточных пределах Италии. Источник утверждает, что через территорию, где селились предки молдаван, гунны вывезли тело своего вождя Аттилы из Рима в Паннонию, то есть на территорию Венгрии. Хотя, большинство историков склоняется к версии о том, что "бич божий" испустил последний вздох именно в Паннонии.